Можно ли любить своё Отечество
Можно ли любить своё Отечество, не зная своих корней, его исторического прошлого, не заботясь о культурном наследии, не сохраняя исторической памяти? Такой лейтмотив был задан очередной творческой встрече с писателем, просветителем Земли русской, академиком Нарышкиным (Махотиным) Николаем Васильевичем, которая состоялась в Астрадамовской средней школе 30 ноября 2013 года.
Уникальность таких встреч состоит в том, что мы, учащиеся и педагоги, взрослые жители села, имеем возможность пообщаться с Человеком, чей 75-летний опыт жизни на нашей голубой планете, опыт общественной, научной, педагогической и литературной деятельности служит примером Великой Мудрости, Совести, Честности и Неподкупности.
В ходе творческой встречи в теплой и неформальной обстановке Николай Васильевич поделился с нами откровениями о жизни, много и охотно фотографировался с детьми, которых очень любит, отвечал на их вопросы, делился своими творческими планами и размышлениями.
Большой группе учащихся и педагогов Николай Васильевич подарил книги со своим автографом.
Затрагивались и проблемы современного воспитания подрастающего поколения. Особенно запали в душу его слова об истоках патриотизма: «…Мы росли на поклонении Труду, который веками формировал Облик русского человека, в какой бы среде он ни рос и не воспитывался…»
Великий российский историк Карамзин Н.М. считал, что величие души русского человека состоит в уважении к предкам и ответственности перед потомками. Общаясь с Николаем Васильевичем, невольно приходишь к выводу, что вся его жизнь и творчество созвучны этим мудрым смыслом Карамзина.
Поездка в г. Алатырь
20 августа 2013 года. Остаются считанные минуты до начала нового учебного года. И вдруг неожиданно Николай Васильевич Нарышкин приглашает пять учителей нашей школы в город Алатырь.
Я в составе делегации учителей Астрадамовской средней школы отправляюсь в стокилометровый путь. За окнами машины мелькают с.Студенец (открываю для себя: название Студенец от того, что на этой земле много студеных родников), с.Княжуха, с.Ждамирово. А далее – Чувашская Республика и ее южный город Алатырь. Когда-то он входил в состав Симбирского края. А построен в 1552 году как крепость, защищающая границыКняжества Московского. Частенько кадышане, сурчане ездили в этот город в церковь, на базары, учились в нем. В 60- 70 годы добирались по Суре на катерах. И сейчас жители с.Кадышевогордятся: камень под фундамент многих строений города Алатыря привезен из их села.
В городе поражают чистота, ухоженность: подстриженные газоны, цветы возле домов, красивые одноэтажные дома частного сектора, множество церквей, монастырей, известные с 16 века различные сооружения, современные строения: здание ДК, железнодорожный вокзал, автовокзал, многоэтажные дома, магазины, семь школ, детские сады. Численность населения – 38 тысяч человек. В городе есть электротехническая, деревообрабатывающая, обувная, пищевая промышленность, краеведческий музей.
Мы подъезжаем к ДК, в котором находится городская библиотека. Нас радушно встречает директор библиотеки – Ирина Федоровна Благовидова, гостеприимно угощает пирогами и чаем.
Далее все собираемся за круглым столом. Во главе стола – Николай Васильевич Нарышкин – писатель, профессор Казанского государственного технического университета имени А.И.Туполева, член Союза писателей России, академик Российской Академии гуманитарных наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Татарстан, краевед, общественный деятель, подвижник, публицист. В июне этого года ему исполнилось 75 лет. Работники библиотеки чествуют гостя и делают всевозможные подарки, среди которых электронная презентация «Родному городу посвящается», электронная презентация к 75 – летиюН.В.Нарышкина « Вы долгожданный гость земли родной», книга «По тихим улицам Алатыря». Дорого гостя поздравляют с юбилеем Чепаксина Антонина Михайловна, председатель Республиканского центра русской культуры в городе Алатырь Чувашской Республики; Исаева Вероника Алексеевна, начальник отдела культуры администрации города; Ларькин Александр Алексеевич, директор, главный редактор «Алатырского издательского дома», член Союза журналистов России; Аксенова Светлана Евгеньевна, директор МОУ СОШ с.Астрадамовка Сурского района Ульяновской области.
Супруги Кузнецовы из с.Бекетовка Вешкаймского района Ульяновской области исполняют песню «Ночной концерт», созданную поэтом и композитором Вячеславом Викторовичем Кузнецовым под впечатление книги Н.В.Нарышкина «Вечность». Вячеслав Викторович еще раз подчеркивает, что произведения Николая Васильевича нужно изучать в школе, ведь они написаны простым, доступным языком.
Я сижу за столом и думаю: «А я уже изучаю с детьми его творчество.
Впервые учащиеся 6 класса по русскому языку пишут сочинение «Я первый раз в музее «Энциклопедия Российской жизни писателя-краеведа Н.В.Нарышкина». Дети входят в музей, поражаются его красоте, множеству экспонатов, останавливаются у стендов, записывают интересные страницы жизни и творчества писателя, завороженно смотрят на мантию профессора, рассматривают картины, нарисованные учениками Карсунской школы искусств и говорят: - Я тоже так могу нарисовать. – А я могу лучше.
Нацеливаю ребят: - А чтобы получился подарок писателю лучше, интереснее, нужно прочитать его произведения: «Сад отца», «Добрые Сурские сказки»…
Выпускникам, когда пишут сочинение в рамках ЕГЭ, советую : «Приводите аргументы из «Русского дневника» Н.В.Нарышкина: в его десятитомнике найдете и философские, и социальные, и политические, и нравственные, и экологические, и эстетические проблемы. Если ребята прислушиваются к голосу учителя, то читают его произведения, набирают больше баллов при написании сочинения.
Работая с детьми, говорю: «Вот пример человека, своим трудом добившегося в жизни уважения людей, профессионализма, творческих высот».
И сейчас, в свои 75 лет, он не перестает поражать своей творческой энергией, подвижничеством, непоседливостью, стремлением показать хорошее, научить сплачивать возле себя талантливо-звездных, порядочный людей, трудоголиков и бессребреников.
А познакомившись с творчеством Н.В.Нарышкина, вы откроете мир, полный любви и красоты: «В пору, когда цвела клубника, поляна покрывалась белоснежным одеянием, под которым, жужжа, подплясывая, кувыркаясь, то падая на цветки, то подпрыгивая ввысь, плыли облака пчел, бабочек, стрекоз и массы другой насекомой и птичьей живности. Созревшие ягоды клубники поляне придавали особый вид, она становилась необыкновенно праздничной, со сладким воздухом вокруг».
В « Кадышевском эпосе» читаем: «Подхожу к Часовенской Горе…Вокруг нее – сияние чудное, а от нее исходят запахи дивные, настоянные на душице, клубнике, на множестве первозданных трав и цветов, на березовом соке, на сосновой хвое, на диком меде, на лечебном духе земли, на родниковой воде, что непрерывно льется Часовенским родником. Какую же сотню лет эта Святая Вода снимает с тел и душ кадышан усталость от трудов праведных и благотворным соком питает человека?!»
Любовь Н.В.Нарышкина к природе безгранична. В книге «Разговор праведника с нечестивцем» есть такие строки: «Я очень влюблен в каждую травку, в каждое деревце, в каждую пташку и букашку, в каждую лягушку, в каждый камушек, в каждый родничок, в каждую речку и в ручеек каждый, в каждое озерцо и болотце, в каждую луговую заводь и в речной затон каждый, в каждого петуха и в каждую дворовую собачку, в каждую ромашку и в каждый ландыш, в каждую тропинку и в холмик каждый, в каждого суслика и ежа, в каждого ужа и зайца, в каждый кустик шиповника, боярышника, ежевичника, смородинника, в каждую камышинку и осоку, населяющих мою родимую землю».
Николай Васильевич верит в возрождение России. Ты, дорогой читатель «Сурской правды» скептически улыбнешься вышенаписанному высказыванию писателя на страницах «Русского дневника», потому что видишь невспаханные поля, разваливающиеся домушки русских деревень, безработицу, спивающихся от безделья русских мужиков и некоторых баб, с экрана телевизора видишь: один миллиардер обворовал Россию и уехал за границу, другой наворовал еще больше и навсегда покинул Родину, третий набивает карманы и втайне мечтает покинуть Отечество, так как Отечество для них там, где им хорошо и комфортно.
И все же, с другой стороны, мы видим, как многие ездят на заработки вПитер, в Москву, на Север (а это и до революции было в Росси, и после), обустраивают свои дома, покупают машины; многие никуда не ездят, просто работают и живут в своих домах не хуже мигрантов.
И кто бы ни был у власти, Путину В.В., как и другим администраторам, мэрам, депутатам нужно помогать. Одни они ничего не сделают. И такую помощь и поддержку оказывают церкви».
Мы побывали в восстанавливающемся храме Иверской иконы Божьей матери.
Нас радушно встретил отец Олег, кандидат филологических наук. Сначала он пригласил нас на службу в храм, потом – в трапезную. Рассказал о своей подвижническо-меценатской деятельности. При церкви в здании трапезной по воскресеньям проходят занятия воскресной школы. В одном помещении занимаются с детьми от 2 – 5 лет ( «Каляки-маляки»),в другом – до 14 лет, в третьем – занятия с родителями, ожидающими и уже имеющими детей. Пока беседуют с родителями, дети заняты. В здании трапезной размещаются танцзал, актовый зал, библиотека, гостиница, восстанавливается спортзал, работаю кружки для детей. Как сказал отец Олег, церковь старается сотрудничать с народом, властью. Цель церковнослужителей- не упустить молодежь, работать с семьями. «Каляки-маляки» учатся держать в руках кисточки, рисовать, играть, лепить, танцевать, петь… Дети постарше занимаются резьбой по дереву, девочки шьют. А самых старших ждут задания посложнее – реставрация икон.
В трапезной нас накормили постной, но вкусной и сытной едой (идет строгий Успенский пост). Многое на столе с полей монастырей: огурцы, дыни, виноград… Мед – с монастырской пасеки.
Отец Олег молится перед началом трапезы и по окончании и приглашает нас в библиотеку. Это большая и светлая комната с огромными окнами, выходящими на храм,и востока – на холодильный завод. Справа от двери – на стеллажах выставки книг «Для детей от 2 до 5», «Родителям», «Молодоженам», «Будущим мамам и папам, ожидающим ребенка», «Как сохранить семью», «Поделки и рисунки детей»; слева от двери – под сенью розы мягкий уголок и журнальный столик, в середине комнаты – круглый стол и стулья, в углу – плазменный телевизор, интерактивная доска, компьютер, магнитная доска. На столе лежат православные газеты и журналы.
Начинается прямая трансляция теле- и радиовещания г. Алатыря. Ее ведет отец Олег.Он знакомит телезрителей с Н.В.Нарышкиным, предоставляет слово писателю. Потом выступает Глава администрации г. Алатыря Марискин Михаил Васильевич. Он доводит до сведения жителей, что Федеральный центр выделил определенную сумму денег на строительство дорог, и эта работа уже началась. Конкретно называет улицы, которые будут заасфальтированы в ближайшее время, будут отремонтированы котельные.
Николай Васильевич тоже замечает, что за время руководства Михаила Васильевича город преобразился, расцвел: асфальтируются дороги, строятся многоэтажные дома, магазины…
Когда телетрансляция закончилась, Михаил Васильевич рассказал нам о сложностях, которые пришлось преодолевать несколько лет назад. А Главой администрации г.Алатыря он избран на второй срок. Вначале стоял вопрос о закрытии многих промышленных предприятий города, но этого не допустили. Чтобы не закрыли предприятия, нужно было сохранить рабочие единицы. А как это сделать, когда рабочие уезжали за многотысячными зарплатами на Север, в столицу России. Вот и пришлось нанимать неприхотливых вьетнамцев, таджиков. Зато сохранили экономику города и экономическую прибыль на 150 %. В других-то местах все заводы и фабрики с молотка продали, а там и разобрали по кирпичику. А у нас все на город работает. Вот восстановим еще две церкви и займемся туристическим бизнесом. В Алатыре много монастырей, мы гордимся тем, что у нас построена самая высокая монолитная колокольня в Российской Федерации, ее высота достигает 850,5 метра. Мы построили железнодорожный вокзал, автовокзал, проводим фестивали творчества Поволжской глубинки на площадке которого есть место всем направлениям и любому возрасту, мы сохранили свое радио- и телевещание, находим меценатов для некоторых многодетных семей. Последний раз помощь четырем семьям оказали по 100 тысяч рублей, другим – по 50 тысяч. И проконтролировали, чтобы деньги пошли на лечение детей.. У нас работают программы помощи молодым семьям, молодежи. Главное для нас – чтобы молодежь росла здоровой, спортивной, трудолюбивой, целеустремленной, уверенной в завтрашнем дне, и для этого мы сотрудничаем с церковью, народом: часто встречаемся, обсуждаем достигнутое, ставим другие цели.
Мы порадовались за алатырцев, что выбрали такого мудрого молодого, здорового мэра, любящего свою землю и заботящегося о своем народе.
Но ведь и у нас есть такие хозяева; например Николай Иванович Лаврушин.
Мы возвращаемся домой, и на душе было легко, светло. Благодаря Николаю Васильевичу мы сегодня обрели новых друзей из г. Алатыря, мы познакомились с замечательными личностями, такими как отец Олег, Глава администрации г. Алатыря -Михаил Васильевич,отецПахомий…
Этот светлый человек в черной рясе с милым лицом и добродушной улыбкой провел нас по территории Свято-Троицкого мужского монастыря города Алатыря, показал храм Сергия Радонежского, рассказал о мироточивших иконах, об иконах, подаренных Византией. Особенно поразило всех полотно иконы, на которой изображена лестница в 33 ступени, отражающая наше духовно-нравственное взросление. Лестница уходит ввысь, к Господу Богу, окруженному святыми. Но не все могут подняться на 33 ступеньку, некоторые низвергаются в ад, а на пути к верхней ступеньке искуситель испытывает Человека. Иеромонах призывает нас творить добро и жить по законам Божьим, об ответе перед Господом за подаренную нам жизнь напоминает и иконописец. Многие задумались: «А на какой ступени нахожусь я?»
Отец Пахомий добавил: «Конечно, безупречных людей нет, но нужно творить добро на Земле, а уж если оступился, исповедуйся, причастись. Но больше не вставай на грабли дважды, иначе и старый грех не простится, и новый зачтется».
Мы шли по брусчатке монастырского храма, фотографировались у фонтана, а мысли о смысле жизни не покидали нас.
Потом отец Пахомий повел нас на колокольню. Мы поднялись по мраморным ступенькам на самую высокую колокольню , приложились к колоколу, фотографировались на фоне маленьких колокольчиков, любовались панорамой города, открывшейся с высоты 570 метров.
А когда оказались в храме под колокольней,удивились райской красоте: резной иконостас, удивительная живопись, хрустальная люстра, вырезанные из дуба сиденья вдоль стен храма (не сиденья, а просто троны императорские).
А отец все рассказывает нам об иконах: «Вот «Всецарица», «Олег и Ольга», «Петр и Павел», «Александр Невский»!...А этого святого вы знаете. Правильно… Николай Угодник.»
Уезжая из Свято-Троицкого монастыря, хочется опять сюда приехать, исповедоваться, причаститься Святых тайн и начать жизнь с белого листа.
Поэзия, проза, драма. Они непрерывны, как время. Серебряная нить творчества тянется из прошлой эпохи в наш век. В ней нет обрывов, потому что писатели жили всегда. Правда, талант был не одинаков: у кого ярче , у кого приглушённее, скромнее. Но все они служили Родине.
Двадцать первого мая в нашей, Астрадамовской, школе состоялась встреча с давним другом — человеком большой души, яркой творческой личности — Н. В. Нарышкиным, которому 12 июня 2013 года исполняется семьдесят пять лет. Это золотой возраст — возраст мудрости, творчества, стремления передать опыт с молодому поколению, ведь писателю есть что сказать. Он воспевает свою малую Родину, волшебное Посурье — источник жизненной силы, писательский родник.
Делегации из разных районов прибыли на Астрадамовскую землю поприветствовать писателя: из Вешкаймы, Карсуна и Сурского.
Гостеприимно встретила гостей Директор общеобразовательного учреждения Аксёнова Светлана Евгеньевна. Теплота, радушие хозяйки школы создали уютную атмосферу, позволившую всем почувствовать себя как дома.
Елена Александровна Киреева — руководитель аппарата МО «Сурский район» в своём выступлении подчеркнула роль Н.В.Нарышкина в создании межрегиональных дружественных связей.
Под руководством начальника управления культуры Сурского района Киреева Дмитрия Александровича выступила Сурская делегация. Интересный рассказ Н. Казанковой, сопровождаемый стихами и презентацией, познакомил с писателями-земляками: Владимиром Кочетковым, Виктором Кашириным, Валерием Ерёминым и, конечно, Николаем Нарышкиным. Слушатели испытали чувство гордости за талантливых земляков, прославляющих Посурский край.
Зрителей покорили задушевные песни в исполнении коллектива художественной самодеятельности Сурского СДК.
Хорев, начальник Карсунского управления культуры, поздравил юбиляра стихами собственного сочинения, а женский дуэт очаровал песнями и виртуозной игрой на баяне.
Коллектив из с.Бекетовки полюбился нам ещё с 2012 года. Песни «Земляничная поляна», «Квакали лягушки», лирические композиции по мотивам произведений Н.В.Нарышкина, задорные, весёлые, элегические, вызвали горячий отклик и всех гостей и хозяев, а также у самого писателя.
В числе почётных гостей присутствовала главный редактор газеты «Вешкаймский вестник».
Между выступлениями коллективов художественной самодеятельности слово предоставлялось Николаю Васильевичу Нарышкину, философу двадцать первого века. Николай Васильевич, убелённый благородной сединой, по-прежнему молодо, с чувством юмора, не сдерживая эмоций, благодарил, выражал оценку, рассказывал о встречах и творческих планах. Зрителям невольно передавались чувства оратора. Особенно поражали глаза ( а они, как говорил Л.Н.Толстой, зеркало души), временами острые и цепкие, проникающие в самое нутро, временами — мягкие, с грустинкой, мечтательные, глаза, подчёркивающие его душевность, благородство, пытливость.
Николай Васильевич приехал, чтобы вместе с читателями поразмышлять о своей новой книге — 9 томе «Русского Дневника», задуматься о жизни, обратить наше внимание на красоту окружающего мира, поверить в будущее России, настроить на честную и добросовестную работу во имя этого прекрасного будущего.
В преддверии юбилейного дня рождения хочется пожелать писателю долгих лет жизни, творческих успехов, тёплых встреч с читателями.
Крестьяне в произведениях великих русских писателей
Николай Васильевич Нарышкин родился в старинном селе Кадышево-Покровском Ульяновской области. Его родители: Василий Иванович и Анна Михайловна – потомственные крестьяне, предки которых переселились из Центральной России. Он получил и сельскохозяйственное образование (Сурский зоотехнический техникум), и гуманитарное (юридический факультет Казанского университета). Между обучением в этих учебных заведениях успел поработать заместителем председателя колхоза и четыре года отслужить в Военно-морском флоте. Имеет звание капитан-лейтенанта. Потом была аспирантура в Московском университете, преподавательская работа.
Выросший в трудолюбивой крестьянской семье в атмосфере высокой нравственности, уважения к народным традициям и обычаям, впитавший многовековой опыт предков и богатейшую народную культуру, Николай Васильевич рано заявил о себе как патриот большой и малой родины, певец родного края, защитник крестьян как самых полезных и самых лучших членов общества. Он стал исследователем и страстным пропагандистом народных, прежде всего – крестьянских ценностей, обеспечивших мощь России и являющихся залогом того, что она останется великой страной, успешно выдержав выпавшие на её долю испытания.
Талант Николая Нарышкина многогранен, равно как и его деятельность, миссия на российской земле. Он – учёный и педагог, историк-исследователь и краевед, философ и мыслитель, журналист и публицист, подвижник и общественный деятель. Много ещё чего можно добавить к сказанному. Человек, заявивший о себе даже в одной только из названных ипостасей, можно считать свою жизнь состоявшейся. А что же говорить в таком случае о Нарышкине? Тем более что он не сам себя позиционирует в названных качествах, а люди его считают таковым. О признании заслуг Николая Нарышкина перед страной и родным краем говорит множество наград и почётных званий, которыми был удостоен этот человек. Он профессор, член Союза писателей России, академик Российской Академии гуманитарных наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Татарстан… Николай Нарышкин – автор более пятисот публикаций, в том числе десятков книг. Назовём некоторые из них, чтобы представить круг главных творческих интересов писателя и философа. «Махотин извоз», «Мятущаяся Русь», «Священная Сура», «Кадышевский эпос», «Трудная жизнь русского крестьянина», «Дороги и тропы жизни русского крестьянина», «Русский дневник» (в семи томах), «Симфония земли Посурской», «Сад отца» и другие.
Но крестьянский мир научил будущего писателя не только житейской мудрости и труду. Именно ему он обязан развитием умения ценить окружающую красоту, понимать народное искусство и культуру во всём их многообразии. Мир прекрасного, в котором жили крестьяне и который они создавали, развивал чувственное начало в человеке, делал его не только потребителем, но и творцом народной культуры.
Кто из нас не знает пушкинской няни Арины Родионовны и её влияния на формирование мировоззрения, нравственных установок, да и на само становление поэта. У Николая Нарышкина была своя няня, его родная бабушка Анисья Архиповна. Писатель переполнен чувствами и словами благодарности к этому человеку. В книге «Добрые сурские сказки» он пишет:
«Вот была богатая на воображение натура!.. Лёжа на тёплой печке, она могла сутками, не повторяясь, рассказывать всяческие истории, сказки, прибаутки, напевать песни вроде этой:
Как у месяца – у молодца
Крутые рога,
Как у нашего у Коленьки
Кудрява голова:
По плечам кудри лежат,
Как жар горят.
Ехали бояре,
И все дивовались:
Что это за парень,
Что это за хорошай.
Это не мать яво родила,
Не отец воспитывал…
Слушать было бабушку не наслушаться. Куда только бабушка своими рассказами меня не водила. Каких только диковинных птиц я с бабушкиной печки не видал! И сейчас передо мной проплывают видения с Жар-птицей и Финистом – ясным соколом…»
А ведь перед нами простая неграмотная крестьянка, накопившая за свою жизнь так много из того, что веками создавалось народом.
А вот из колыбельной песни другой бабушки писателя, Анны Михайловны Нарышкиной, услышанной им, когда она баюкала его внука Андрея:
У Лисаньки было семь дочерей:
Дарья, Марья, Фядосья, Ниносья,
Степанида, Саламанида,
Душа Кфатенька.
Две Акульки во люльке качаются,
Два Стяпана во смятане бултыхаются.
Так и входили в мир крестьянские дети под ласковые мелодичные напевы любивших их матерей, бабушек и прабабушек.
Подрастали крестьянские мальчики и девочки и сами пели, что-то повторяя из услышанного от старших, что-то добавляя, а что-то сочиняя заново. Одну из таких песен, в детстве услышанных от девушек, Николай Васильевич воспроизвёл в «Заманихе».
Сладка яблонька сахаренька,
Отрасли витии до сыраю земли,
Привились кудри ко белому
лицу.
Яво личико, точно беленький
снежок,
Яво щечки – как в саду розовый
цвяток.
«Содержание и мелодии тех крестьянских песен, - пишет Николай Васильевич, - не только неподражаемы, но и неповторимы, а теперь (так уж пошло, и непростительно жестоко мы поступили!) почти и невосполнимы. За последние годы только в моём родном Кадышеве канули в вечность огромные запасы фольклора, уникального народного творчества».
Тяжело читать эти горькие слова. Но, увы, не только на родине Николая Нарышкина.
Помимо труда и народной культуры, на гражданское становление писателя Нарышкина, как и вообще на формирование богатого внутреннего мира крестьянских детей, влияла окружающая их великолепная природа, в которой они растворялись, становились её частицей.
Прежде чем приводить в подтверждение этого посыла слова из произведений писателя, сделаем отступление.
Николай Васильевич – явление уникальное, а творчество его самобытно и единственно в своём роде. Большинство произведений Нарышкина трудно идентифицировать и соотнести с формальными жанрами, существующими в литературе. И язык его многообразен, многоцветен. С одной стороны – это документальная публицистика, поднимающая самые жгучие социальные, гуманитарные, политические и иные проблемы, наполненная размышлениями о судьбах Родины (прежде всего – крестьянства). С другой – блестящая художественная проза, часто поднимающаяся до поэтического звучания.
Он и восторженный романтик, когда рисует великолепные пейзажи своей малой родины и рассказывает о дорогих его сердцу людях, и одновременно жёсткий сатирик и страстный обличитель, когда заходит речь о тех, кто довёл Россию до утраты своего величия, а народ до столь униженного состояния, до материального обнищания и размывания в русской деревне веками накапливаемых духовных ценностей. А далее приведём пример из описания Нарышкиным дорогой ему Заманихи, уголка, где прошло его детство, где перед ним распахнулось окно в мир:
«…Заманиха – это утро моего детства. Мой полдень – это тоже Заманиха. Она – мой первый глоток воздуха. То, что я увидел, появившись на белый свет, - это Заманиха. Заманиха первой меня спеленала и первой посвятила в волшебные игры природы. Она первой благословила меня в многотрудный путь по жизни. Первым букварём и первой таблицей умножения была для меня Заманиха.
Растительный, животный и букашковый мир Заманихи был у подножия сплошь покрытой душицей, невысокой, чуть приплюснутой, опрятной своей девственной свежестью красноглиняной с белесым, как парное коровье молоко, горы за плетневой городьбой нашего кормильца – огорода.
В центре заманихинского волшебного царства стояли, взметнув богатырскую, чудотворную силищу свою из глубин былинной русской земли к голубым небесам, выше даже Долгой горы, старые-престарые, неохватные, всегда между собой и с окружающим их миром о чём-то перешептывавшиеся тополя. От тополей на всё живое растекались тополиные запахи. Запахи это весело кружили голову не только мне. Растворяясь в луго-боровом, настоянном на целебных травах, цветах, на хвое, мяте и душице, на пчелином мёде воздухе, тополиные запахи пропитывали силой, удалью, доброй и первозданной простотой весь кадышевский народ.
Души всех кадышан сотворялись из воздуха Заманихи, пропитанного загадочным духом тополей, ветел...»
Разве можно такие проникновенные слова назвать прозой? Конечно же, это поэзия, исторгнутая из самого сердца писателя-романтика.
И совсем другим предстаёт перед нами писатель-обличитель Нарышкин, когда говорит о сегодняшнем положении деревни. Например, о судьбе сельских школ: «…Как дамоклов меч над большинством сельских школ висит угроза их закрытия. Закрытие школ связывают с уменьшением в них числа учеников. Для того чтобы этого не происходило, государство никаких мер не предпринимает. …Закрытие школы в селе эквивалентно уничтожению самого села. Понимают ли это нынешние правители России? Вряд ли. Если бы они понимали, то разработали немедленно комплексную систему мер по оздоровлению сельской экономики и возрождению российского села…» («Дороги и тропы жизни российского крестьянина». 2005).
Далее мы ещё приведём слова писателя, восстающего против равнодушия тех, от кого зависит судьба деревни, крестьян, самосохранение самобытности и национальной идентичности народа России.
При всём том, что творчество Нарышкина, как уже отмечалось, трудно разложить по жанровым полочкам, следует отметить его, если можно так выразиться, многожанровость. Многие вещи у него написаны как эссе. Например – «Сад отца». Выпущено целых семь томов дневников. Он часто прибегает к диалогам («Разговор Праведника с Нечестивцем»), являвшимся основным жанром великого философа древности Платона. Пишет сказки, в которых переплетаются местные народные предания, бережно сохранённые в крестьянской среде, с авторским вымыслом и размышлениями о прошлом, настоящем и будущем России и особенно российской деревни. Выступает Нарышкин и в качестве литературного критика, рассказывая о творчестве знаменитого земляка, великого русского поэта Николая Языкова и других.
Но, обращаясь к тому или иному жанру, Нарышкин не загоняет себя в прокрустово ложе его формальных рамок. Пишет свободно, привлекая к достижению поставленной цели увиденное и познанное самим и услышанное от других, прочитанное в работах предшественников и современников.
Показательны в данном смысле дневниковые записи Николая Васильевича. Обозначив дату и день недели, Нарышкин не столько озабочен фиксацией (как можно подробнее) событий этого дня, сколько использует возможность сказать о своём отношении к процессам, совершающимся в России, и делах планетарного звучания. Открываю наугад стр. 193 пятого тома «Русского дневника»: «4 апреля 1994 года, понедельник. В России стоит смута. Смута, да ещё какая! В России, как и в начале XVII века, как и в конце века XVIII, нет власти и нет идеи. Зато есть полное пренебрежение в угоду нуворишей и империалистическому финансовому капиталу разумными чаяниями Российского Народа. Россия бредёт по Ненастному Полю Истории ощупью, в полном политическом и социально-экономическом мраке…
Какой временной период займёт смутное время в России? И на этот вопрос нет ответа, можно лишь смело утверждать, что хаос в России будет огромных размеров и засосёт в свою пучину целые континенты… Из состояния смуты Россия, всё Человечество выйдут обновленными, очищенными от наростов распада и освобождёнными от колоссального груза хлама, невежества и нравственных нечистот. Я верю в это!..»
Кстати, отметим вот какую особенность творческого наследия писателя. Порой его критические оценки ситуации в стране настолько остры, что кажется, он взял на себя неблагодарную миссию предсказательницы Кассандры. Но на самом деле – ничего подобного. Он не предрекает России апокалиптического исхода, а верит в её великое будущее, в способность народа с честью выйти из смуты.
Поскольку цель настоящей книги – оценить отношение рассматриваемых писателей к крестьянам российской деревни, сельскому хозяйству, то следующий, шестой том «Русского дневника» раскрываем не на случайной странице, а целенаправленно ищем, что говорит Нарышкин по существу этих проблем. Искать долго не приходится, поскольку они занимают центральное место в его творчестве.
«22 сентября 2010 года, среда. Мысли о Судьбе Русского Крестьянства, а с ним, конечно, и о Судьбе сельского хозяйства России не покидают меня. Об этом я думаю денно и нощно. Почему? Потому что в этой сфере мало чего делается путного. Процесс таяния Русского Крестьянства идёт молниеносно. Село обезлюживает. Его возможность накормить сытно страну падают. Со стороны государства кардинальных мер, направленных на реанимацию села, народ не видит…»
Нарышкин убеждён, что обеспечение населения едой – важнейшая, но далеко не единственная миссия, извечно выполняемая крестьянами: «Когда-то сельская среда формировала физически и духовно здоровую молодёжь, являвшуюся надёжным резервом для армии, для военного и торгового флотов, для космонавтики и т.д. Теперь такого резерва практически нет… Из-под России уходит крестьянский мощный фундамент. При ликвидации сёл Россия остаётся без своих надёжных форпостов, хранителей её Могущества и Покоя. Большинство Русских сёл бесы довели до ручки».
Николай Васильевич буквально кричит, желая, чтобы его услышало как можно больше людей; «… как Россия будет жить без Села? Как она, Моя Родная, Моя Матушка-Россия, будет жить без Крестьянина, хлебопашца? Должно же думать об этом правительство России?..»
Но в работах Нарышкина (в том числе в «Дневнике») не только воспроизводятся ужасающие картины запустения земли и нравственной деградации людей. Он, как гражданин, взваливший на себя ответственность за судьбу родной страны, говорит, что нужно делать, чтобы остановить деструктивные процессы и вывести Россию на путь, который обеспечит её великое будущее.
Остановимся на видении писателем путей подъёма деревни и сельского хозяйства. Надежды на то и другое ученый и писатель связывает с возрождением хозяина на земле, со становлением крестьянского хозяйства главной производственной единицей. Поэтому в работах Нарышкина часто встречаются ссылки на великого русского учёного – экономиста А.В. Чаянова, защитника крестьянского хозяйства, погибшего за свои убеждения в сталинских лагерях. В пятом томе «Русского дневника» (2009 г.) Нарышкин пишет о фермере из села Сухой Карсун Ульяновской области: «… я ездил… к фермеру, если так можно назвать нынешнего Крепкого Хозяйственника-Крестьянина, Николаю Васильевичу Николаеву. Я побывал на его полях, порадовался ухоженным посевам пшеницы. Хозяин есть хозяин! Добросовестный крестьянин, а Н.В. Николаев как раз таким является, неряшливость в земледелии не допустит. Современной России хотя бы миллиончик таких Крестьян! В стране было бы изобилие здоровых продуктов питания. Продовольственная проблема в стране была бы решена. Но, увы, до такого порога предстоит проделать ещё долгий путь».
Уважаемый читатель! Я согласен с Николаем Васильевичем насчёт того, что настоящие крестьяне-фермеры России смогли бы и решить продовольственную проблему, и возродить российскую деревню. Но миллиона фермеров нет (а лучше, если бы их было несколько миллионов), и продовольствия своего не хватает, везём из-за границы. Дело в том, что фермер на голом месте не появится, нужны вложения в создание новых фермерских хозяйств, системная поддержка их со стороны государства, участие в становлении справедливого обмена между городом и деревней. Нарышкин считает, что как раз справедливость эта и отсутствует, и потому трудно выжить крестьянам. Он приводит убийственный пример: «… чудовищная несправедливость, которую мне проиллюстрировали в Сухом Карсуне за обеденным столом в доме фермера. Хозяйка подала к столу бутылку питьевой воды, купленной в магазине за 12 руб. 50 копеек пол-литра, а высочайшего качества молоко у крестьян покупают за 4 рубля литр. Давайте сравним: литр обыкновенной воды, зачёрпнутой в каком-нибудь обыкновенном водоёме, - 25 рублей, а литр молока, в котором громадный труд крестьянина, - 4 рубля. Разве это не дикость? Дикость, конечно, да ещё какая!»
Какой же фермер, тем более начинающий, выживет в таких условиях! Радетель за судьбу села и крестьян, обращаясь к властям и обществу, взывает: «Сельского жителя, умеющего и желающего работать на земле, необходимо срочно спасать путём создания эффективного спасательного социально-экономического механизма. Таким механизмом, по моему твёрдому уразумению, является налаживание эквивалентного обмена между городом и селом».
Эти бы слова да в уши тех, кто принимает управленческие решения по сельскохозяйственным вопросам. А к Нарышкину стоит прислушаться. Он не только, будучи выходцем из деревни, знает о ней, её людях и нуждах всё. Не только страстный патриот Отечества. Не только писатель, но и учёный-экономист, профессор, знающий и теорию, и практику.
Глава из книги Владимира Казарезова «Крестьяне в произведениях великих русских писателей»
Мы, читатели Николая Нарышкина, должны быть признательны ему за знакомство с сочинением великого русского крестьянина Тимофея Михайловича Бондырева «Торжество земледельца, или Трудолюбие и Тунеядство». Это сочинение Бондырева увидело свет в 1906 году, было сопровождено предисловием Льва Толстого, давшего ему высокую оценку. На что же из сказанного более ста лет назад крестьянином Бондыревым обратил внимание выходец из крестьянской семьи, наш современник Нарышкин?
«… если судить по всей строгости закона, я имею право с генералами на одних креслах сидеть. Да что я говорю на одних! Генерал должен предо мною стоять. Почему? – так спросит встревоженный читатель. – Потому что не я его, а он трудов моих хлеб ест…»
Это великие слова русского сеятеля и хранителя XIX века, делающие ненужным обоснование тезиса, что крестьянин – самый полезный член общества, так как он может прожить без кого угодно, а без него не проживёт никто. И потому крестьянин, как кормилец всех остальных своих сограждан, достоин соответствующего к себе отношения.
В сочинении Бондырева Нарышкин выделяет и иные слова, не менее актуальные для нашего времени. Например, обращение крестьянина к тем, кто участвует в формировании общественного сознания: «… Почему у вас ни в богословских, ни в гражданских и ни в каких писаниях хлебный труд и трудящийся в нём не одобряются, а донельзя унижаются? …Прочти ты сколько есть в свете разного рода писаний: нигде не увидишь, чтобы хлебный труд и трудящийся в них одобрялись, а напротив того, они всевозможно унижаются».
А ведь это тоже как будто списано с нашей действительности. Почти нет талантливо написанных художественных произведений о крестьянине, добротных кинофильмов, живописных полотен и т.д. Зато полно всевозможных инсинуаций о пьянстве и лени крестьян, о неспособности их обеспечить эффективное ведение сельского хозяйства.
По-современному выглядит и оценка состояния общества, сделанная Бондыревым в конце XIX века: «На два круга разделяю я мир весь: один из них возвышенный и почтенный, а другой униженный и отверженный». Разумеется, крестьянин в числе других.
Николай Нарышкин заявляет, что абсолютное большинство мыслей Тимофея Бондырева ему созвучно.
Неоднократно возвращается в своих работах Николай Васильевич к истокам трагедии российской деревни, начавшейся с коллективизацией. Она не просто поменяла единичную форму собственности и организации труда на общественную. Произошли глубинные изменения в самом человеке, о которых Нарышкин говорит устами своего отца: «Село изуродовали, здоровое крестьянство уничтожили, крестьянскую культуру вытравили, память о Добром Прошлом стёрли, внедрили рабскую форму организации труда, народ превратили в бесправное скопище послушных бесам-«активистам» людей, обзываемых колхозниками. Колхозники, весь световой день гнувшие спины неизвестно на кого, потихонечку волей-неволей стали приспосабливаться к халтуре, явлению ранее неизвестному Российскому Крестьянину. Место Трудового Духа в крестьянстве помаленьку стал занимать потребительский дух. Былую крестьянскую среду, как плесень, стала поражать апатия к работам на земле. У колхозников, как это ни странно, появилось состояние безразличия ко всему вокруг них происходящему. Они стали довольствоваться самым элементарным и мечтать о появлении мифической скатерти-самобранки. Ряд колхозников, получив вольную в 50-е годы, ринулись в города в поисках «вольготности» и «уютной» жизни. Для многих крестьян, превращённых колхозным строем в типичных рабов, работа на земле стала принудиловкой. Принудительный труд развратил сельского труженика, вызвал в нём ненависть к тому, что он веками делал с охотой» (Это слова из книги «Дороги и тропы жизни российского крестьянина»).
Тяжело, даже страшно читать слова о том, что человек стал ненавидеть то, что делал охотно, чем гордился. А утрата интереса к труду повлекла за собой деградацию сословной сущности крестьянина, всегда являвшегося центральной фигурой общества – тружеником-кормильцем, защитником-воином, творцом народной культуры во всех её проявлениях, да и вообще хранителем генетического кода национальной самобытности. Я не вижу никакого преувеличения в словах Нарышкина о том, что «без соков крестьянства всё всюду бы пожухло, зачахло и превратилось бы в тлен…».
Далее Николай Васильевич развивает свою мысль:
«К величайшему сожалению, сегодня, особенно сегодня, в российском обществе совершенно не востребуются несметные сокровища Крестьянской Культуры – основы всякой культуры вообще, что может губительно сказаться на выборе провальных ориентиров дальнейшего развития российского Общества…
На фоне несусветной социальной несуразицы в современном обществе начинает угрожающе быстро блекнуть Портрет-Образ традиционного Русского Крестьянина, того самого Корня, из которого и произрастала Святая Русь…
Постоянно бывая в русских сёлах, я не только вижу, но и сам болезненно ощущаю нехватку свежего духовного воздуха, коим столетия дышала Крестьянская Русь. Крестьяне исконно русских песен не поют, на традиционно русских музыкальных инструментах (на балалайке, на гармошке…) не играют, не отводят уставшую душу частушками, прибаутками, шутками, не водят хороводы, не устраивают пляски по вечерам на улицах, не организуют увеселения на Масленицу, не гадают на Святки, не катаются зимой на салазках, не пекут в изобилии пироги, особенно по праздникам… Некогда здоровая крестьянская Русь ныне сильно захворала. Она недомогает не от старости, а от кучи разных социальных болезней, поразивших её Могучее Тело. Крестьянская Русь, как и вся Россия, обессиленная хворью, мечется в исступлении и в кучах пороков, нежданно-негаданно вдруг навалившихся на неё.
…Это горе наше! Крестьянин, Российский Крестьянин, с этим горем великим оказался один на один в топком болоте социально-экономической и духовной неурядицы…»
Для более-менее полного разбора творческого наследия Николая Нарышкина очерка недостаточно. Нужна монография, возможно и не одна. Поэтому будем заканчивать, остановившись в заключение на «Разговоре Праведника с Нечестивцем» (2002).
Я познакомился с многими работами писателя и философа. Везде он предстаёт человеком убеждённым, бескомпромиссным, готовым идти на костёр за свои убеждения. Однако бескомпромиссность его не абсолютна. Во вступлении к «Разговору…» Николай Васильевич приглашает читателя не просто принять на веру сказанное им, а включиться в диалог, в спор, который разворачивается на страницах книги. Он пишет: «…Спорить непременно надо, даже очень необходимо. Нужно непрерывно полемизировать в интересах постижения Истины, в интересах будущего устройства человечества».
Николай Васильевич пишет, что в книге представлен «один из разговоров Праведника с Нечестивцем», свидетелем которого он «невольно» оказался. Трудно оспаривать эти слова, но мне представляется, что «Разговор…» - это гораздо большее, чем случайно подслушанный диалог двух человек. В книге наиболее полно и системно представлено философское осмысление Нарышкиным произошедшего в России в XX веке, особенно – смуты последней четверти века.
Из всего диалога между Праведником и Нечестивцем возьмём только один фрагмент, в котором идёт речь о качествах крестьян, выгодно отличающих их от представителей других сословий общества.
«Нечестивец: Ваша вами обожаемая Русская Деревня не может похвалиться и начитанностью её жителей, и их знаниями искусства, и их умением самостоятельно делать политические выводы. Низок у деревенского народа и уровень культуры, образованности, сельскохозяйственной квалифицированности…»
Это типичная позиция крестьянофобов, то ли по убеждению, то ли по злому умыслу утверждающих, что на крестьян, погрязших в пороках, лености и бескультурье, нечего рассчитывать, чтобы осуществить подъём сельского хозяйства и вывести деревню из депрессивного состояния.
Праведник даёт отповедь Нечестивцу:
«…ты, нечестивец, объективно о жизни в Русской Деревне судить не можешь, поскольку её совершенно не знаешь и поэтому не воспринимаешь её такой, какая она есть. Жизнь Российского Крестьянства развивается в соответствии не только с общечеловеческими и общегосударственными социальными и экономическими законами, но законами специфическими, свойственными только Крестьянскому Укладу…
Что касается Культуры Крестьянства России. Она … велика, неохватна и уникальна…
Крестьянская культура замешена на многогранных природных явлениях, так или иначе связанных с деятельностью человека, его жизнью на земле и ежесекундными общениями с миром природы: лесами, полями, зверями, реками, озерами, травами, цветами, холмами, птицами, насекомыми, рыбами… запахами сирени, розы, душицы, тополя, ветлы, липы, ландыша, пчелиного мёда, гречихи, ржи, томными летними вечерами… ржанием лошадей, скрипом телег, утренними восходами и вечерними закатами солнышка, лунным сиянием, трелями соловьиными, скворечьими песнями, осенним бубуканьем филина, причитаниями кукушки… густым настоем лугового воздуха, грядками лугового лука, борщевика, дягиля, щавеля, козелеца… Все мною перечисленное – аккорды Симфонии Крестьянской Культуры. Крестьянская Культура – явление не искусственное, а природное. Оно одно из лучших Творений Добрых Космических Сил.
О начитанности Людей Деревенских. Кто тебе, нечестивец, сказал, что житель села менее начитан, чем житель города? В большинстве сёл России есть люди, которые славятся своею начитанностью, образованностью, эрудицией, своими неординарными суждениями по вопросам культуры, политики, своим высоким уровнем мышления. Полно в деревнях поэтов, художников, танцоров, певцов, кои своими дарованиями нисколько не уступают даже самым изысканным дарованиям городов… У сельчан, в чём я убедился при встречах с ними, куда выше, чем у горожан, опрятность ума, его организация.
…Уровень порочности у сельской молодёжи куда ниже, чем у молодёжи городской. И этому важному факту неодинакового социального поведения молодёжи в городах и сёлах есть объяснение. Он объясняется различным интересом юных горожан и сельчан к труду.
Молодые горожане чаще, чем сельчане, пользуются порочными «заработками»: воровством, спекуляцией, … проституцией, вымогательством – рэкетом, попрошайничеством, азартными играми и даже… фа-ри-сей-ством…
В селе своя Лаборатория выработки у молодёжи поведения. Эта Лаборатория питается прежде всего Историческими Трудовыми Традициями, Трудовыми Навыками всех предыдущих поколений Крестьян, Нормами Здоровой Крестьянской Морали, Сказаниями о Старине, Легендами, былинами, Сказками, вековыми Устоями Крестьянского Быта, Крестьянского Образа Жизни, отвергающего абсолютно всё аморальное».
Мы позволили себе столь пространное цитирование «Разговора Праведника с Нечестивцем», поскольку в этих словах не только позиция отдельного автора Нарышкина (Махотина), но и обстоятельная аргументация в пользу нашего утверждения, что крестьяне не только самые полезные, но и самые лучшие члены общества.
Глава из книги Владимира Казарезова «Крестьяне в произведениях великих русских писателей»
Мы, читатели Николая Нарышкина, должны быть признательны ему за знакомство с сочинением великого русского крестьянина Тимофея Михайловича Бондырева «Торжество земледельца, или Трудолюбие и Тунеядство». Это сочинение Бондырева увидело свет в 1906 году, было сопровождено предисловием Льва Толстого, давшего ему высокую оценку. На что же из сказанного более ста лет назад крестьянином Бондыревым обратил внимание выходец из крестьянской семьи, наш современник Нарышкин?
«… если судить по всей строгости закона, я имею право с генералами на одних креслах сидеть. Да что я говорю на одних! Генерал должен предо мною стоять. Почему? – так спросит встревоженный читатель. – Потому что не я его, а он трудов моих хлеб ест…»
Это великие слова русского сеятеля и хранителя XIX века, делающие ненужным обоснование тезиса, что крестьянин – самый полезный член общества, так как он может прожить без кого угодно, а без него не проживёт никто. И потому крестьянин, как кормилец всех остальных своих сограждан, достоин соответствующего к себе отношения.
В сочинении Бондырева Нарышкин выделяет и иные слова, не менее актуальные для нашего времени. Например, обращение крестьянина к тем, кто участвует в формировании общественного сознания: «… Почему у вас ни в богословских, ни в гражданских и ни в каких писаниях хлебный труд и трудящийся в нём не одобряются, а донельзя унижаются? …Прочти ты сколько есть в свете разного рода писаний: нигде не увидишь, чтобы хлебный труд и трудящийся в них одобрялись, а напротив того, они всевозможно унижаются».
А ведь это тоже как будто списано с нашей действительности. Почти нет талантливо написанных художественных произведений о крестьянине, добротных кинофильмов, живописных полотен и т.д. Зато полно всевозможных инсинуаций о пьянстве и лени крестьян, о неспособности их обеспечить эффективное ведение сельского хозяйства.
По-современному выглядит и оценка состояния общества, сделанная Бондыревым в конце XIX века: «На два круга разделяю я мир весь: один из них возвышенный и почтенный, а другой униженный и отверженный». Разумеется, крестьянин в числе других.
Николай Нарышкин заявляет, что абсолютное большинство мыслей Тимофея Бондырева ему созвучно.
Неоднократно возвращается в своих работах Николай Васильевич к истокам трагедии российской деревни, начавшейся с коллективизацией. Она не просто поменяла единичную форму собственности и организации труда на общественную. Произошли глубинные изменения в самом человеке, о которых Нарышкин говорит устами своего отца: «Село изуродовали, здоровое крестьянство уничтожили, крестьянскую культуру вытравили, память о Добром Прошлом стёрли, внедрили рабскую форму организации труда, народ превратили в бесправное скопище послушных бесам-«активистам» людей, обзываемых колхозниками. Колхозники, весь световой день гнувшие спины неизвестно на кого, потихонечку волей-неволей стали приспосабливаться к халтуре, явлению ранее неизвестному Российскому Крестьянину. Место Трудового Духа в крестьянстве помаленьку стал занимать потребительский дух. Былую крестьянскую среду, как плесень, стала поражать апатия к работам на земле. У колхозников, как это ни странно, появилось состояние безразличия ко всему вокруг них происходящему. Они стали довольствоваться самым элементарным и мечтать о появлении мифической скатерти-самобранки. Ряд колхозников, получив вольную в 50-е годы, ринулись в города в поисках «вольготности» и «уютной» жизни. Для многих крестьян, превращённых колхозным строем в типичных рабов, работа на земле стала принудиловкой. Принудительный труд развратил сельского труженика, вызвал в нём ненависть к тому, что он веками делал с охотой» (Это слова из книги «Дороги и тропы жизни российского крестьянина»).
Тяжело, даже страшно читать слова о том, что человек стал ненавидеть то, что делал охотно, чем гордился. А утрата интереса к труду повлекла за собой деградацию сословной сущности крестьянина, всегда являвшегося центральной фигурой общества – тружеником-кормильцем, защитником-воином, творцом народной культуры во всех её проявлениях, да и вообще хранителем генетического кода национальной самобытности. Я не вижу никакого преувеличения в словах Нарышкина о том, что «без соков крестьянства всё всюду бы пожухло, зачахло и превратилось бы в тлен…».
Далее Николай Васильевич развивает свою мысль:
«К величайшему сожалению, сегодня, особенно сегодня, в российском обществе совершенно не востребуются несметные сокровища Крестьянской Культуры – основы всякой культуры вообще, что может губительно сказаться на выборе провальных ориентиров дальнейшего развития российского Общества…
На фоне несусветной социальной несуразицы в современном обществе начинает угрожающе быстро блекнуть Портрет-Образ традиционного Русского Крестьянина, того самого Корня, из которого и произрастала Святая Русь…
Постоянно бывая в русских сёлах, я не только вижу, но и сам болезненно ощущаю нехватку свежего духовного воздуха, коим столетия дышала Крестьянская Русь. Крестьяне исконно русских песен не поют, на традиционно русских музыкальных инструментах (на балалайке, на гармошке…) не играют, не отводят уставшую душу частушками, прибаутками, шутками, не водят хороводы, не устраивают пляски по вечерам на улицах, не организуют увеселения на Масленицу, не гадают на Святки, не катаются зимой на салазках, не пекут в изобилии пироги, особенно по праздникам… Некогда здоровая крестьянская Русь ныне сильно захворала. Она недомогает не от старости, а от кучи разных социальных болезней, поразивших её Могучее Тело. Крестьянская Русь, как и вся Россия, обессиленная хворью, мечется в исступлении и в кучах пороков, нежданно-негаданно вдруг навалившихся на неё.
…Это горе наше! Крестьянин, Российский Крестьянин, с этим горем великим оказался один на один в топком болоте социально-экономической и духовной неурядицы…»
Для более-менее полного разбора творческого наследия Николая Нарышкина очерка недостаточно. Нужна монография, возможно и не одна. Поэтому будем заканчивать, остановившись в заключение на «Разговоре Праведника с Нечестивцем» (2002).
Я познакомился с многими работами писателя и философа. Везде он предстаёт человеком убеждённым, бескомпромиссным, готовым идти на костёр за свои убеждения. Однако бескомпромиссность его не абсолютна. Во вступлении к «Разговору…» Николай Васильевич приглашает читателя не просто принять на веру сказанное им, а включиться в диалог, в спор, который разворачивается на страницах книги. Он пишет: «…Спорить непременно надо, даже очень необходимо. Нужно непрерывно полемизировать в интересах постижения Истины, в интересах будущего устройства человечества».
Николай Васильевич пишет, что в книге представлен «один из разговоров Праведника с Нечестивцем», свидетелем которого он «невольно» оказался. Трудно оспаривать эти слова, но мне представляется, что «Разговор…» - это гораздо большее, чем случайно подслушанный диалог двух человек. В книге наиболее полно и системно представлено философское осмысление Нарышкиным произошедшего в России в XX веке, особенно – смуты последней четверти века.
Из всего диалога между Праведником и Нечестивцем возьмём только один фрагмент, в котором идёт речь о качествах крестьян, выгодно отличающих их от представителей других сословий общества.
«Нечестивец: Ваша вами обожаемая Русская Деревня не может похвалиться и начитанностью её жителей, и их знаниями искусства, и их умением самостоятельно делать политические выводы. Низок у деревенского народа и уровень культуры, образованности, сельскохозяйственной квалифицированности…»
Это типичная позиция крестьянофобов, то ли по убеждению, то ли по злому умыслу утверждающих, что на крестьян, погрязших в пороках, лености и бескультурье, нечего рассчитывать, чтобы осуществить подъём сельского хозяйства и вывести деревню из депрессивного состояния.
Праведник даёт отповедь Нечестивцу:
«…ты, нечестивец, объективно о жизни в Русской Деревне судить не можешь, поскольку её совершенно не знаешь и поэтому не воспринимаешь её такой, какая она есть. Жизнь Российского Крестьянства развивается в соответствии не только с общечеловеческими и общегосударственными социальными и экономическими законами, но законами специфическими, свойственными только Крестьянскому Укладу…
Что касается Культуры Крестьянства России. Она … велика, неохватна и уникальна…
Крестьянская культура замешена на многогранных природных явлениях, так или иначе связанных с деятельностью человека, его жизнью на земле и ежесекундными общениями с миром природы: лесами, полями, зверями, реками, озерами, травами, цветами, холмами, птицами, насекомыми, рыбами… запахами сирени, розы, душицы, тополя, ветлы, липы, ландыша, пчелиного мёда, гречихи, ржи, томными летними вечерами… ржанием лошадей, скрипом телег, утренними восходами и вечерними закатами солнышка, лунным сиянием, трелями соловьиными, скворечьими песнями, осенним бубуканьем филина, причитаниями кукушки… густым настоем лугового воздуха, грядками лугового лука, борщевика, дягиля, щавеля, козелеца… Все мною перечисленное – аккорды Симфонии Крестьянской Культуры. Крестьянская Культура – явление не искусственное, а природное. Оно одно из лучших Творений Добрых Космических Сил.
О начитанности Людей Деревенских. Кто тебе, нечестивец, сказал, что житель села менее начитан, чем житель города? В большинстве сёл России есть люди, которые славятся своею начитанностью, образованностью, эрудицией, своими неординарными суждениями по вопросам культуры, политики, своим высоким уровнем мышления. Полно в деревнях поэтов, художников, танцоров, певцов, кои своими дарованиями нисколько не уступают даже самым изысканным дарованиям городов… У сельчан, в чём я убедился при встречах с ними, куда выше, чем у горожан, опрятность ума, его организация.
…Уровень порочности у сельской молодёжи куда ниже, чем у молодёжи городской. И этому важному факту неодинакового социального поведения молодёжи в городах и сёлах есть объяснение. Он объясняется различным интересом юных горожан и сельчан к труду.
Молодые горожане чаще, чем сельчане, пользуются порочными «заработками»: воровством, спекуляцией, … проституцией, вымогательством – рэкетом, попрошайничеством, азартными играми и даже… фа-ри-сей-ством…
В селе своя Лаборатория выработки у молодёжи поведения. Эта Лаборатория питается прежде всего Историческими Трудовыми Традициями, Трудовыми Навыками всех предыдущих поколений Крестьян, Нормами Здоровой Крестьянской Морали, Сказаниями о Старине, Легендами, былинами, Сказками, вековыми Устоями Крестьянского Быта, Крестьянского Образа Жизни, отвергающего абсолютно всё аморальное».
Мы позволили себе столь пространное цитирование «Разговора Праведника с Нечестивцем», поскольку в этих словах не только позиция отдельного автора Нарышкина (Махотина), но и обстоятельная аргументация в пользу нашего утверждения, что крестьяне не только самые полезные, но и самые лучшие члены общества.
Владимир Казарезов.
Отзыв на очерк «Николай Нарышкин (Махотин)» писателя, ученого, политика, общественного деятеля Владимира Васильевича Казарезова
Накануне семидесятипятилетия Н. В. Нарышкина в музей МОУ СОШ
с. Астрадамовка «Энциклопедия российской жизни» поступила брошюра, по формату похожая на ксероксные листы «А-4». На совершенно белой обложке указаны автор, название произведения, издательство, место и дата выпуска: Владимир Казарезов. Крестьяне в произведениях русских писателей .- Москва, «Достоинство», 2012 г. Зная по опыту, что встречают по одёжке, а провожают-то по уму, т.е. по содержанию применительно к книге, я развернула плотные листы и …не смогла оторваться, прочитав очерк на одном дыхании.
Мысли, высказанные Казарезовым В.В., очень близки и понятны мне.
Нередко можно услышать ироничные замечания в адрес Николая Васильевича Нарышкина. Мне всегда в таких случаях обидно за него. Непритязательностью, скромностью, признанием своих корней Николай Васильевич приблизил себя к простым людям, нередко душевно чёрствым, глухим. А он выше, выше своим умом, отношением к труду, неравнодушием, патриотизмом, своей активной гражданской позицией.
В. В. Казарезов, исследовав жизнь и творчество Нарышкина, показал значимость его творчества для всей русской литературы и общества в целом.
Мы, учителя МОУ СОШ с.Астрадамовка, являемся постоянными читателями произведений Н. В. Нарышкина, проводим уроки и мероприятия в музее, организуем экскурсии. В связи с этим нам приходится давать обобщённый портрет писателя. В книге Казарезова мы нашли для себя именно это. Также эта брошюра может служить для учителей русского языка и литературы в качестве вспомогательного пособия при изучении творчества писателей - деревенщиков.
Владимир Васильевич обстоятельно проанализировал творчество Н. В. Нарышкина, показав преемственность традиций русской классической литературы 19 века, выявив тематическое, идейно-художественное своеобразие произведений. По прочтении очерка я ещё раз убедилась в эрудиции Н. В. Нарышкина, обратившегося для сопоставления положения крестьян в 19 и 20 веках к сочинению писателя-крестьянина Бондырева, труду которого в предисловии дал высочайшую оценку сам Л. Н. Толстой.
Я не могу не согласиться с Владимиром Васильевичем и в том, что истоки гражданственности и мужества, оптимизма, духовности Н. В. Нарышкина заключаются в семье, в которой старшее поколение не было обособлено от младшего, а непосредственно занималось его воспитанием. Может быть, стоит этот опыт перенять и нам и не стремиться отъединиться от родителей, а жить, как и раньше, или, по крайней мере, наладить тесные связи со старшими членами рода?
По мнению Владимира Васильевича, Н. В. Нарышкин считает крестьян самыми полезными членами общества. Наверное, несколько десятилетий назад так и было. Сегодня в сёлах и деревнях нет крестьян, нет и колхозников, почти не осталось людей, любящих труд на земле… Почти…Но всё-таки сколько-то осталось! И задача правительства – помочь им. К этому неустанно призывает писатель. Его душа болит о русском труженике, об утрате селянами чувства хозяина. Вынуждены признать, что прав Николай Васильевич, прав.
Мне кажется, что очерк В. В. Казарезова побудит общественность услышать слова писателя-трибуна Н. В. Нарышкина и повернуться к проблемам русской деревни.
Отзыв Макарова Станислава на очерк В.В.Казарезова «Николай Нарышкин (Махотин)»
Недавно на уроке русского языка у нас проходила дискуссия: «Патриотизм: знак вопроса». Один из ключевых моментов, вызвавших спор, - это вопрос об облике современного патриота. Многие из моих одноклассников открыто заявили, что патриотов, т.е. людей, посвятивших жизнь интересам Отечества, нет в современной России. Учитель не согласился с нами, приведя в пример Николая Васильевича Нарышкина, и посоветовал прочесть очерк В. Казарезова «Николай Нарышкин (Махотин)».
Учащиеся нашей школы не раз встречались с писателем Нарышкиным, многое о его произведениях и жизни узнали по экскурсиям в музей. А вот составить полный портрет Нарышкина как Писателя, Гражданина, Ученого вместе мне помогла книга Казарезова. Просто, доступно, не уводя в философские дебри, Владимир Васильевич показал, почему так интересует Нарышкина крестьянин, почему волнует его судьба, что предпринимает писатель Казарезов для решения проблемы.
Встречаясь с Николаем Васильевичем Нарышкиным и слушая его рассказы, я иногда применял по отношению к нему термин, услышанный на литературе, писатель – вития (много говорит). Но благодаря очерку Казарезова, и понял, что Николай Васильевич еще и много делает.
Поступки, неравнодушие, забота о процветании Отечества – вот облик современного патриота, каким и увидел в книге Казарезова Николая Васильевича Нарышкина.
Отзыв Малова Михаила на очерк В.В.Казарезова «Николай Нарышкин (Махотин)
Недавно я прочитал очерк В. Казарезова «Н. Нарышкин (Махотин)».
Все, о чем автор очерка пишет, хорошо знакомо: биография, произведения, насущные вопросы. Но все-таки я как-то иначе увидел Н.В. Нарышкина, даже, может быть, не иначе, а как будто Казарезов помог мне склеить в единую картину фрагменты калейдоскопа. Факты о Нарышкине в моей памяти были яркими, но не позволяли мне понять его полностью. Кто он? Философ? Академик? Собиратель фольклора? Политик? Писатель? Всегда со вниманием слушал Николая Васильевича, а в силу возраста до конца не мог понять.
В брошюре Казарезова с помощью интересных параллелей открывается образ удивительного писателя, который, подобно Маяковскому, одновременно тончайший лирик, мудрый философ, трибун, способный стать «на горло собственной песне» ради интересов страниц народа.
Большую роль в жизни Николая Васильевича сыграли женщины его семьи. Это я знал. В музее целая рубрика посвящена им. В книге Казарезова отмечается особая роль Анисьи Архиповны, бабушки Николая Васильевича Нарышкина. Она,подобно няне Пушкина, сформировала в будущем писателе любовь к устному народному творчеству, разбудила в нём фантазию, творческое воображение, научила ценить красоту и меткость русского слова.
Сейчас я одиннадцатиклассник, в будущем призывник. Мне приходится размышлять о воинском долге. Из очерка Казарезова я узнал, что Н. В. Нарышкин четыре года служил в Военно-морском флоте. На флот всегда призывали самых сильных, физически крепких призывников. Это факт вызвал во мне чувство глубочайшего уважения к Николаю Васильевичу, не ищущему лёгких путей.
Книга Н.В. Нарышкина Русский дневник 7 том
Отзыв на книгу Н.В. Нарышкина Русский дневник 7 том
Николаева К. 5.Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Эти слова великого поэта-философа Ф.И.Тютчева открывают 7 том «Русского дневника» Н.В.Нарышкина, писателя, который всем существом своим болеет за русский народ и за всю Россию, Родину нашу, за весь мир, за Землю.
Петрова Л.Н.:Большой любовью проникнуты страницы 7 тома «Русского дневника», посвящённые Женщине – жене писателя, Людмиле Михайловне! Читаем эти строки вместе с моей семнадцатилетней дочерью. Она с восхищением и завистью говорит: «Вот бы меня так любили!» И я, мама, искренне желаю моей доченьке и всем девчатам, чтобы в их взрослой жизни встретился человек, который бы их любил так же, как Николай Васильевич свою супругу. Эти строки ценны ещё тем, что в воспоминаниях о Люсе содержатся советы, так необходимые именно современной девушке, развращённой лозунгами наподобие
«Бери от жизни всё», - советы о том, как стать в жизни одного мужчины единственной - Божественной - Женщиной.
Корольков А.: 7 том «Русского дневника» - это повествование о том, что после утраты близкого человека жизнь не кончается, что жизнью стоит дорожить ради памяти любимого человека.
Малов М.:Достойное отражение в «Русском Дневнике» находит тема Природы – прекрасной, вдохновенной и вдохновляющей. Каждое дерево, озеро, каждый куст, холм, каждая гора и речушка – всё воспето Николаем Васильевичем, ко всему оно подошёл как поэт, историк, философ. Картины природы - это волшебное описание Посурской природы, излечивающей душевные раны. Николай Васильевич помнит название каждого родника, овражка, лощинки.…В этом отношении книгу Николая Васильевича можно считать бесценной для краеведов, так как она отражает топонимику Карсунского и Сурского районов.
Память этого необыкновенного человека вбирает всё, чтобы в бесценном слове передать духовный опыт молодому поколению, общение с которым доставляет Николаю Васильевичу много радости, придаёт ему энергией, наполняет жизнь и деятельность смыслом. Осознание своей нужности людям, в особенности молодым, – это ли не счастье?!
Макаров С.: Читая страницы дневника, иногда приходишь к мысли: несчастлив писатель. Многое доставляет ему душевную боль, доходящую до физической. Это и состояние народного образования, экономический упадок, демографическое положение, постепенное исчезновение села и полное- крестьянства… Множество проблем исследует писатель. Казалось, невозможно утолить печали…Душа рвётся к Богу. В молитвах, горячих, неустанных, - за народ, Родину, живших и живущих обретает Николай Васильевич успокоение, силы, терпение…
7 том «Русского дневника» имеет подзаголовок «Таинственная Россия», и ей соответствует эпи
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Н.В.Нарышкин предстаёт как писатель, который всем существом своим болеет за русский народ и за всю Россию, Родину нашу, за весь мир, за Землю.
Уже с первых страниц «Дневника» обозначены проблемы, которые не дают покоя Н.В.Нарышкину, призывающего, как и Н.В.Некрасов, быть гражданами. С особой болью Николай Васильевич раздумывает над усугубляющимся конфликтом между человеком и природой, болезненно отразившимся у нас в стране катастрофой на Волге в 2011 году, в жаре, год за годом покрывающий страну, а в мире – в атомной трагедии на электростанции в Японии…Учёный задаётся вопросом: «Как предотвратить беду?» И мы не можем не согласиться с Николаем Васильевичем, что «надо вернуть любовь к нашей Природе, т.е. любовь к нашей Космической Матери, создавшей в муках человека, наделившей его разумом».
Читая «Дневник», мы невольно становимся участниками тех глобальных процессов, которые волновали писателя, а потом вслед за ним от общего переходим к частному, изучаем причины экономических кризисов, оцениваем материальное положение провинции, духовное благополучие или неблагополучие бывшего крестьянина, скорбим о близких писателю людях или радуемся за них.…И в этом нет ничего сумбурного, случайного, потому что, если о чём-то автор не скажет, забудет, значит, неполной, нецелостной будет картина Памяти – Дневник – отражение в слове самой Жизни.
Николая Васильевича Нарышкина невозможно представить вне контекста русской литературы. Он обращается к творчеству М.В.Ломоносова, Н.А.Некрасова, А.А.Блока, С.А. Есенина, словно советуясь с ними, ища поддержки и ответа. Это ещё раз доказывает, что в России не было и нет писателя, равнодушного к общественным и социальным проблемам, и Николай Васильевич Нарышкин – достойный продолжатель гражданский традиций великой русской литературы.
Будьте достойны имени Русских Гениев.
Я беру в руки голубую книгу 7 тома «Русского дневника» Н.В. Нарышкина. На обложке — портрет М.В. Ломоносова.
Что хотел сказать Николай Васильевич, поместив портрет русского Гения?
Сразу же вспоминается славная биография сына архангельского крестьянина, ставшего знаменитым благодаря своему трудолюбию и жажде знаний не только в России, но и в Европе. Он и историк, и ритор, и механик, и химик, и минералог, и художник, и стихотворец.
На странице 192 своего дневника Николай Васильевич приводит отзывы М. Лемешева из статьи «Гений навсегда» о Величии М.В. Ломоносова и его заслуг перед Русским Отечеством: «Ломоносов был, безусловно, лучшим поэтом среди своих современников...
Самой большой заслугой Ломоносова перед Отечеством является его вклад в создание первого русского университета... «Мое единственное желание,- писал М.В. Ломоносов, - состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы...
В 1761 году им было открыто наличие атмосферы на планете Венера. Примерно в это же Ломоносовым был сформирован закон сохранения энергии, имеющий фундаментальное значение для разработки проблем физики, кинематики, механики. Им обоснована и доказана политическая и хозяйственная важность для России и освоения Северного морского пути... Велика заслуга Ломоносова в области истории нашего Отечества. Его исторические взгляды формировались в острой борьбе против ложной норманнской теории, отрицающей самостоятельное развитие русского народа. В своей фундаментальной работе «Древняя Российская история» автор подчеркивал решающую роль православия, самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства. Много внимания Ломоносов уделял совершенствованию русского языка и русской грамматики».
Как бы исполняя наказ М.В. Ломоносова, Н.В.Нарышкин обращается со страниц своего дневника к учителям и преподавателям вузов: «Главная задача учителей и преподавателей в школах и вузах — вселять веру учеников, студентов в их неограниченные способности, увязать эту веру с патриотизмом.
Писатель 21 века призывает всех россиян обрести свое Достоинство, выдавить из себя уничижительность всякую и избавиться от разрушающего самобичевания. «Всем россиянам надо брать пример с Михаила Васильевича Ломоносова , всплывшего из крестьянского сословия и ставшего на века во главе мирового прогресса. Изучать жизнь и творчество таких ярких звезд России, как Т.С. Мальцев , С.П. Крашенников, А.Д. Красильников, В.Н. Татищев, Д.И. Менделеев, Н.И. Лобачевский, В.И. Вернадский, В.А.. Жуковский, Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев и сотни других Имен Русских.
«Тогда мы воспитаем в россиянине Гражданина, Верного служителя своего небесно-земного Отечества», - рассуждает на страницах дневника Николая Васильевича и огорчается, что разрушена вся промышленность, в том числе и судостроение, и самолётостроение, а сельское хозяйство поставлено на колени.
И опять, как набат звучат слова публицист: « … нам, народу России, срочно необходимо созидание, ...пора переходить к всеобщему Созидательному процессу, при котором мы все физически и духовно окрепнем и молодёжь здоровой сохраним.
Правителям России надо наконец — то уверовать в силу Русского Духа, в Русский Интеллект, помочь Русскому Человеку расправить крылья, и он тогда понесёт Святую Русь в Вечность, к Берегам Бессмертия... СМИ надо Русского человека нацеливать на реальные дела...
Заканчиваются записи Сына России — писателя Н.В. Нарышкина опять-таки размышлениями о М.В. Ломоносове, являющемся космической загадкой для всего Человечества, о Ломоносовском Таланте, его гениальной способности осмысления законов природы и общества: «Россия — страна Гениев — первопроходцев, тысячу лет прокладывающих Дороги и тропы по Историческому Полю человечества, никому не позволяющих её унижать». Фундаментальный пример этому — Михаил Васильевич Ломоносов, Архангельский Мужик.
Мы, россияне, всё можем, если это нужно для приумножения Духовного и Материального Богатства родного многонационального Народа. Такого принципа придерживался и крестьянский сын Михайло Ломоносов, Русский Прометей.»
Выпускница 11 класса МОУ СОШ с. Астрадамовка Кириллова Светлана.
Новости района
за Декабрь 2013
Уважаемые сурчане!
- Поздравляю вас с Новым годом! Для каждого из нас этот праздник наполнен волшебством новых ожиданий, веры в лучшее...
- Подробнее
Салют - не безобидная игрушка!
- Приближается период новогодних и Рождественских праздников...
- Подробнее
ИНФОРМАЦИЯ о служебных командировках за 4 квартал 2013 года Администрации МО «Сурский район»
- В четвертом квартале 2013 года трое муниципальных служащих были командированы в г...
- Подробнее
Полезные ссылки
- Официальный сайт Губернатора и Правительства Ульяновской области:
www.ulgov.ru - Портал государственных услуг Ульяновской области:
www.gosuslugi.ulgov.ru